Обо мне
Я, Верхоломов Вячеслав Кириллович, родился 17 августа 1937 г. в г. Урюпинске Волгоградской (бывшей Сталинградской) области. Моя мать, Кривова Марфа Васильевна, работала учительницей в школе. Мой отец, Верхоломов Кирилл Федорович, работал агрономом-землеустроителем, последние свои годы в должности начальника БТИ города.
В 1944 г. я пошел в 1-й класс Урюпинской средней школы №1. Годы учебы в школе пришлись на трудные полуголодные военные и послевоенные годы. Остро не хватало самого элементарного для учебы: тетрадей, учебников, карандашей, портфелей, так как многие фабрики были разрушены во время войны. Учеба протекала на фоне ужасной бедности, царившей в семьях большинства школьников. В городе в первые послевоенные годы не было электричества (электростанция была разрушена во время налета немецких самолетов), не работал водопровод. О бедственном положении красноречиво свидетельствует факт, описанный в главе «Нужно ли нам психическое здоровье?» моей книги «Можно ли победить наркоманию?»:
«Я прекрасно помню, как в первом и втором классах отец делал мне тетради из шершавой оберточной бумаги. Шариковых ручек не было в помине, мы писали только перьевыми, макая в фаянсовые «непроливашки» с чернилами. И все бы ничего. Но ведь эта бумага вся была испещрена мелкими, блестящими, ярко-желтыми соломинками. Как только перо наезжало на такую соломинку, тебя подстерегали две неприятности. Во-первых, на этих проклятых соломинках чернила не оставляли следа. Во-вторых, некоторые, наиболее выдающиеся, были скользкими, как лед. Перо соскальзывало с них с увеличивающейся скоростью, а при резком торможении о нормальную часть бумаги выдавало кляксы. Поэтому писать на такой бумаге было своего рода искусством». И, тем не менее, у большинства школьников была большая тяга к учебе.
Большое влияние в школьные годы оказал на меня учитель математики Иван Павлович Балахнин. После скоропостижной смерти отца в 1950 г. я вдруг почувствовал повышенное доброжелательное внимание со стороны учителя математики. Когда я учился в седьмом классе, учитель организовал в школе математический кружок для всех желающих из двух параллельных классов, где он преподавал. Ответственным от нашего класса он назначил меня. Это было доверие, которое многого стоило. Ведь в школе Иван Павлович пользовался непререкаемым авторитетом среди учеников, прежде всего, из-за справедливого, спокойного к ним отношения. Математический кружок оказал большое влияние не только на отношение к учебе, но и на мое мировоззрение в целом. Там разбирались и решались задачи повышенной трудности, которые предлагались при поступлении в институты. При этом Иван Павлович требовал, чтобы мы ни в коем случае не боялись, не стыдились задавать вопросы при встрече с непонятным. Эта привычка спрашивать, задавать вопросы во многом способствовала развитию моей любознательности и сохранилась у меня на всю жизнь. Начиная с 8-го класса, я стал отличником в учебе.
В 1954 г. я окончил среднюю школу. Передо мной не было вопроса, в какой институт поступать. Еще после окончания седьмого класса на летние каникулы к нам в Урюпинск приехал мой двоюродный брат из Ленинграда (ныне Петербурга) Вадим Быценко, который окончил первый курс Ленинградского Военно-механического института. Брат достаточно подробно рассказал об институте, об условиях приема, о факультетах, о конкурсе при поступлении. Особое внимание он обратил на очень высокую стипендию в институте. Уже на первом курсе на конструкторском факультете, куда он поступил, она составляла 450 рублей, на втором – 500, что примерно вдвое выше, чем в других институтах. Мать, работая учительницей, в то время получала 600 рублей. Но и конкурс на конструкторский факультет был самый высокий: примерно пять человек на место. На вступительных экзаменах в институт я набрал 29 баллов из 30 и был зачислен студентом со стипендией на конструкторский факультет, который готовил специалистов для ракетно-космической отрасли и в те годы был строго засекречен. Позднее, в 1987 г. на базе этого факультета был организован аэрокосмический факультет.
После окончания института с отличием в 1960 г. я был распределен на работу в Москву в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ им. П.И.Баранова). Можно сказать, что ЦИАМ был и остается настоящей академией, где занимаются исследованиями практически всех видов двигателей авиационного назначения: от газотурбинных двигателей до ракетных двигателей на жидком и твердом топливах. В отделах и лабораториях института много внимания уделяется теоретическим и экспериментальным исследованиям двигательных характеристик рабочего процесса и его отдельных элементов. ЦИАМ, помимо относительно небольших установок на территории института, обладает мощной экспериментальной базой в Тураево, которая называется филиалом ЦИАМ. Здесь на больших стендах проводятся испытания натурных авиационных двигателей с расходами воздуха в сотни кг/с. Во время испытаний воспроизводятся натурные условия работы двигателя: как высотные, так и температурные. Начиная с 1962 г. я, по предложению начальника отдела №12 Левина В.Р., начал заниматься экспериментальными исследованиями на стендах ф. ЦИАМ.
При ЦИАМ имеется аспирантура, в которую я поступил в 1966 г. Темой моей диссертационной работы было «Экспериментальное исследование управления вектором тяги спецдвигателя путем несимметричного впрыска рабочего тела в сверхзвуковую часть сопла». В 1974 г. я успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Начиная с 1976 г. стал заниматься исследованием рабочего процесса в новом классе прямоточных воздушно-реактивных двигателей на твердых горючих (ПВРДТ). К тому времени уже были известны ракетно-прямоточные двигатели на твердых топливах (РПДТ). В камере сгорания последних двигателей дожигались продукты первичного сгорания, вытекающие из твердотопливного газогенератора, с воздухом, поступающим через воздухозаборное устройство (ВЗУ). Таким образом, в РПДТ газогенератор работает автономно от камеры сгорания. В отличие от РПДТ, в ПВРДТ часть воздуха (примерно 10-15%) отбирается от суммарного расхода, поступающего через ВЗУ, и направляется в канал блока горючего на первичное горение. Затем продукты первичного горения поступают в камеру сгорания. Здесь они смешиваются с остальной частью воздуха и окончательно дожигаются. Я являюсь автором схемы ПВРДТ с перепуском воздуха в канал блока горючего (имеется авторское свидетельство).
За время работы в ЦИАМ, помимо исследований элементов рабочего процесса в ПВРДТ, мне пришлось также заниматься исследованием качества распыливания водотопливных эмульсий и водоугольных суспензий. Мной предложен новый способ распыливания этих топлив путем предварительного их перевода в метастабильное состояние (получен патент). Я также проводил: исследования характеристик регулирования тяги в РПДТ и ПВРДТ, исследования характеристик работы вихревой камеры смешения в гиперзвуковых двигателях, много внимания уделял методологии проведения огневых испытаний двигателей на стендах.
За время работы в ЦИАМ, помимо большого количества технических отчетов и статей, я стал автором 5-ти патентов и соавтором двух книг: «Топлива для воздушно-реактивных двигателей» (2001 г.) и «Интегральные прямоточные воздушно-реактивные двигатели на твердых топливах» (2006 г). В 2007 г. получил звание лауреата премии имени авиаконструктора Швецова А.Д.
После выхода на пенсию (по семейным обстоятельствам) в 2009 г., моим увлечением стала физика поверхностных явлений. На основании проведенных экспериментов мной были поданы заявки и получены три патента (по защите крыш зданий от образования сосулек, по защите водоотводных элементов от образования наледей и по защите морского побережья от воздействия цунами). Кроме того, за период 2009-2018 г.г. в этой предметной области было написано и опубликовано 8 статей. Мной также написана книга «Можно ли победить наркоманию?», которая была опубликована в издательстве «Литкон» в 2010 г.
Я женат. Жена Верхоломова Валерия Николаевна. У нас два сына: Александр (1963 г. рождения) и Дмитрий (1968 г. рождения).